Функциональная грамотность обучающихся
Материалы для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
План-график мероприятий муниципальной Лаборатории достижений в 2022-2023 уч. году
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность", 2-4 кл.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность (читательская)", 5-7 кл.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Функциональная грамотность (финансовая)", 7-8 кл.
Занятия в рамках курсов "Функциональная грамотность"
Ученики 2 и 3 кл. учатся применять приëмы: ассоциации, критическое мышление, верные-неверные утверждения, "тонкие и толстые вопросы", "Фишбоун" и др.
Эксперименты? Эксперименты. Эксперименты!
Эксперимент – важная составляющая познания мира. Умение проводить эксперименты является неотъемлемым условием формирования естественно-научной функциональной грамотности обучающихся. Ученики 8 и 9 классов изучают влияние давления на температуру кипения воды, процессы колебаний при помощи цифровой лаборатории, а также различные методы измерения ускорения свободного падения.
Нормативно-правовые документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся в 2021-2022 учебном году
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспеченииработы по повышению функциональной грамотности.pdf (скачать) (посмотреть)
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). В документе содержатся методы и критерии, которые будут использовать для оценки, и график исследования в разных регионах.
Внешние исследования функциональной грамотности
Исследование | Что проверяет | Какие классы | Когда проходит | Когда ближайшее |
---|---|---|---|---|
TIMSS |
Качество математического и естественно-научного образования |
4-е и 8-е |
Раз в четыре года |
2023 год |
PIRLS |
Качество чтения и понимания текста |
4-е | Раз в пять лет | 2021 год |
PISA |
Все виды грамотности |
15-летние школьники | Раз в три года | 2021 год |
Оценка качества образования по модели PISA |
Качество математического и естественно-научного образования |
8-е и 9-е | Раз в четыре года | 2019–2024 годы в разных регионах в соответствии с графиком |
В национальном проекте «Образование» одной из приоритетных целей обозначено вхождение России в десятку лучших систем образования по результатам международных исследований.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность |
Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. |
2. Естественно-научная грамотность |
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями. |
3. Математическая грамотность |
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты. |
4. Финансовая грамотность |
Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни. |
5. Креативное мышление |
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. |
6. Глобальные компетенции |
Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем. |
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.
Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим функциональной грамотности.
Для всех образовательных организаций открыт доступ к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности для обучающихся 8-9 классов.
Для работы с банком заданий необходимо авторизоваться на Платформе при помощи учетной записи Российской электронной школы (РЭШ). В случае отсутствия учетной записи в РЭШ необходимо пройти регистрацию.
Портал "Электронный банк заданий" для оценки функциональной грамотности.
ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» представляет банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов, сформированный в рамках Федерального проекта «Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности».
В рамках проекта разработана типология моделей заданий для определения уровня естественнонаучной грамотности у обучающихся 7 – 9 классов и, на ее основе, разработаны задания, которые способствуют формированию естественнонаучной грамотности обучающихся в учебном процессе.
Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов включает 700 разработанных заданий, в том числе:
•200 заданий для обучающихся 7 классов;
•200 заданий для обучающихся 8 классов;
•300 заданий для обучающихся 9 классов.
Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (fipi.ru)
ООО «Яндекс» (Яндекс. Учебник) запустил марафон по функциональной грамотности для педагогов и школьников младших классов.
Ссылка на размещение материалов.
Повышение квалификации по формированию функциональной грамотности
ЯндексУчебник Марафон по функциональной грамотности просмотр | |
---|---|
Интенсив ЯУчитель 3.0 просмотр | |
Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности просмотр | |
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка (вебинар) просмотр |
Материалы для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 № 219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных иссследований качества подготовки обучающихся | |
---|---|
Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся» | |
Банк заданий по функциональной грамотности | просмотр |
Список литературы по формированию функциональной грамотности | просмотр |
Оценка функциональной грамотности (презентация) | просмотр |
Результаты PISA в 2018 (презентация) | просмотр |
Совершенствование российского образования (по результатам международных исследований качества общего образования PIRLS, TIMSS и PISA) |
просмотр |
Примеры открытых заданий PISA (по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач) | просмотр |
Образовательная платформа "Просвещение" | просмотр |
Тест "Цифровые компетенции педагога" | просмотр |
Материалы Института стратегии развития образования РАО | просмотр |
Читательская грамотность: понятие, приемы формирования (презентация) | просмотр |